- Компания клиент: АО «ДГК»
- Отрасль: Тепловая энергетика
- Местоположение: г. Хабаровск
- Услуга: Построение 3D модели
- Используемое оборудование: Тахеометр, БПЛА.
- Используемое ПО: Bentley ContexCapture
Согласно приказа Минэнерго №377 от 10.08.2012г. каждая компания, вырабатывающая электрическую и тепловую энергию должна содержать ОНЗТ (Общий Нормативный Запас Топлива), который состоит из ННЗТ (Неснижаемого Нормативного Запаса Топлива) и НЭЗТ (Нормативного Эксплуатационного Запаса Топлива). Данный приказ устанавливает правила расчета запасов топлива на складах предприятия (уголь, мазут, торф, дизельное, печное топливо) в зависимости от имеющегося оборудования под тот или иной вид топлива. В нашей стране большинство генераций при производстве электро и тепловой энергии работают на газе, угле и редко мазуте и ДТ (расположены в порядке удорожания). Хранилищ для газа на станциях не существует, а вот остальные виды топлива приходится хранить и соблюдать неснижаемые запасы. Ежемесячно компании отчитываются перед министерством о своих запасах, и они должны соответствовать установленным Министерством расчетам. Если до Урала многие генерации работают на газе и имеют уголь на складах как резерв, иногда его пополняя, то за Уралом станции в основном работают на угле и сжигая его ежедневно десятками, а то и тысячами тонн должны оперативно следить и пополнять запасы.

При активном движении топлива со склада и на склад идет постоянный учет и замеры топлива на складе. Такой учет может доходить до ежедекадного или еженедельного и нередко в учете появляется человеческий фактор в виде ошибок в замере, что соответственно приводит к неверным данным. Поскольку склады могут составлять десятки и сотни тысяч тонн, то учет имеет важное значение. А при большом объеме часть склада опускается ниже уровня земли под своей тяжестью и тогда на помощь приходит бурение (обычно раз в год для инвентаризации).
Есть склады на которых находится 600 тысяч тонн и более (для примера состав из 80 вагонов это всего 3200 тн.), а в сутки электростанция может легко сжигать и 20 тысяч тонн. Так что ошибка в замере может измеряться десятками тысяч тонн, а это совсем не маленькие деньги даже для больших компаний Одним из способов, позволяющих избежать человеческий фактор, является замер топлива на складе с помощью создания трехмерной модели на основе фотографий, полученных с дрона.
Ниже вы можете ознакомиться с примером работы по подсчету объема угля на складе ТЭЦ г. Хабаровска производителя тепло и электроэнергии:
Создание высотно-опорного обоснования
В течении 1 часа мы создали высотно-опорное обоснование при помощи тахеометра геодезиста на станции (делается один раз). Работа состояла из координирования видимых с дрона знаков (реперов), разметки, углов и т.д., знаки должны быть постоянными, чтобы была возможность воспользоваться ими при следующих съемках.

Облет по заранее подготовленному маршруту
Затем в течении 30 минут был осуществлен залет по заранее подготовленному маршруту (делается один раз). На данном объекте было решено построить 5 маршрутов: с камерой, смотрящей вертикально вниз (в надир, 90 градусов) и 4 перекрестных маршрута с наклоном камеры 45 градусов, что позволило получить информацию под краном и галереями.
Обрабатываем полученный материала в программе Bentley ContextCapture
- Загружаем фотографии
- Запускаем первый процесс аэротриангуляции
- Выбираем нужный формат модели, запускаем второй процесс расчётов

Осуществляем постобработку в программе Bentley Context Capture Editor
- Исключаем грунт, складов полезных ископаемых (срезание резко-вертикальных объектов)
- Редактируем, классифицируем облака точек
- Строим ЦММ (цифровую модель рельефа)
- Производим подсчет объемов
- Сравнением объемы за разные даты;

Подсчет объемов. Сравнение методов


Сравнение результатов тахеометрической съемки и фотограмметрии


Результат на лицо. Метод съемки и построения 3D модели на основе фотографий позволяет сделать замеры более точными. Если геодезист по инструкции может ставить точки каждые 5 метров, то наш метод позволяет получить точку каждые 5 см и создать поверхность с детализацией, на которой будут видны даже следы от техники. По технике безопасности, геодезист не всегда может проверить отметку на сыпучем материале, а дрон сделает это без труда.